Кластеризация семантического ядра

Кластеризация семантического ядра – это разбиение семантического ядра сайта на группы фраз (запросов, ключевых слов) в соответствии с некоторыми принципами. Служит, главным образом, для распределения фраз семантического ядра по веб-страницам: попадание запросов в один кластер – серьезный (но не абсолютный) аргумент в пользу того, что данные запросы имеет смысл «обыграть» на одной странице, а семантику разных кластеров лучше разнести на разные страницы. Кластеризация является важной частью работы над семантическим ядром, которая, в свою очередь, одна из актуальных на данный момент SEO-услуг. Кластеризации предшествует сбор и/или расширение семантического ядра. После кластеризации фразы из одного кластера распределяют по различным частям веб-страницы, иногда используя карту релевантности как инструмент унификации этого процесса и настройки многопользовательской работы.

Таким образом, место кластеризации семантического ядра во всем комплексе работ над ядром сайта таково:

  • сбор (создание, подбор) семантического ядра;
  • прочистка (оптимизация) семантического ядра;
  • кластеризация семантического ядра;
  • заполнение карты релевантности;
  • расширение карты релевантности содержательно значимыми тезисами, не следующими напрямую из фраз семантического ядра.
  • создание контентного плана

Рассмотрим, какими инструментами и как конкретно можно осуществлять кластеризацию, и какие из этих инструментов и в какой комбинации имеет смысл применять для какого класса ситуаций.


Инструменты кластеризации семантического ядра

Выделяют несколько видов семантических ядер:

  • Семантическое ядро, помогающее в разработке контентного плана.
  • Семантическое ядро для снятия позиций сайта.
  • Семантическое ядро для Директа (или для вообще любой системы контекстной рекламы не только Яндекс.Директ, но и Гугл.ЭдВордс).

Все эти виды ядер немного отличаются друг от друга по своей структуре. Ядро, необходимое для разработки контентного плана, которое, образно говоря, вдохновляет создание контентного плана, подсказывает, какие еще темы в нем раскрыть, довольно большое по объему и наполненное. Ядро, предназначенное для снятия позиций сайта по ключевым запросам, может быть получено из первого семантического ядра в том числе путем кластеризации: объединение названий кластеров первоначального ядра и образуют собой большую часть ядра для позиций. К этой большей части имеет смысл добавить еще несколько содержательно значимых запросов – и ядро для позиций готово. В свою очередь, семантическое ядро для контекстной рекламы должно быть еще более широким, чем ядро для контентного плана, и кластеризация ему не нужна.

Таким образом, из трёх вышеприведенных видов семантических ядер нуждается в кластеризации только одно – ядро для контентного плана. Рассмотрим, какие виды кластеризации существуют для такого ядра:

  • Кластеризация по близости поисковых выдач (SERP-ов).
  • Кластеризация запросов по принципу «вопрос / не вопрос».
  • Кластеризация по «сложности ключевого слова» (keyword difficulty).
  • Кластеризация по частотности запросов.

Если коротко, в настоящее время именно кластеризация по близости SERP-ов является наиболее «промышленной», именно она приносит наибольший результат для увеличения широты охвата фраз семантического ядра. Все остальные виды кластеризации лишь дополняют, усиливают этот базовый вид кластеризации.

Наконец рассмотрим, какие же инструменты нам могут помочь провести кластеризацию семантического ядра онлайн:

  • Topvisor.ru. Осуществляет кластеризацию по близости поисковых выдач (SERP-ов).
  • SerpStat.com. Помогает вычленить из большого набора фраз те, которые являются вопросами, тем самым осуществив кластеризацию по принципу «вопрос / не вопрос». Кроме того, позволяет отфильтровать фразы с топонимами. Напомним, что кроме этого, основным предназначением сервиса является сбор семантических ядер конкурентов.
  • Ahrefs.com. Позволяет оценить «сложность завоевания ключевого слова» (keyword difficulty – KD). Целесообразно использовать этот параметр вместе с частотностью фразы: это позволяет отобрать самые простые (легкие для завоевания) и одновременно сочные запросы из имеющихся, таким образом осуществив кластеризацию по принципу «легкие и среднечастотные / все остальные». Такой анализ семантического ядра сайта представляется очень перспективным в долгосрочной перспективе.

 

Кластеризация семантического ядра в сервисе TopVisor.Ru

 

Эти сервисы по-разному работают на конечную цель данного вида кластеризации – создание качественного и исчерпывающе широкого контентного плана. Каждый из этих инструментов лучше способствует достижению цели по каким-то одним критериям и хуже по другим. То есть ни один из сервисов не выигрывает у другого «в одну калитку». Таким образом, эти сервисы образуют паретооптимальное множество. Итак, критерии отбора инструментов кластеризации семантического ядра:

  • Полнота («равномерность») кластеризации.
  • Быстрота создания программы-минимум.
  • Акцент на трафик.
  • Акцент на конверсию из трафика в покупатели.

Анализ показывает, что для различных классов ситуаций целесообразно применять различные комбинации вышеописанных сервисов и в различном порядке. Рассмотрим это более подробно.


Алгоритмы отбора/компоновки инструментов кластеризации семантического ядра для разных типовых ситуаций

Перечислим различные типовые ситуации и рекомендуемую последовательность применения описанных сервисов кластеризации:

  • Нужно быстрое создание хорошего контентного плана по программе-минимум
    • по самые простые и сочные запросы / все остальные через KD Ahrefs.com
    • по вопрос/невопрос через SerpStat.com
  • Нужна экономия денежных средств (от менее дорогих к более):
    • по SERP-у через Topvisor.ru
    • по вопрос/невопрос через SerpStat.com
    • по самые простые и сочные запросы / все остальные через KD Ahrefs.com


Что делать с кластеризованным семантическим ядром: от ядра к контентному плану.

После того, как ядро кластеризовано, важно понимать следующее. Вообще говоря, каждому кластеру соответствует отдельная веб-страница. Но это не жесткое правило, а лишь рекомендация, точнее аргумент в пользу того, чтобы под отдельный кластер выделить отдельную веб-страницу. Но иногда на этот аргумент есть контраргумент, сводящийся к тому, что некоторые фразы попали в различные кластеры не потому, что они в принципе по природе своей настолько семантически различны, что не могут вообще попасть в один кластер, а потому что имеющиеся на данный момент сайты не раскрывают достаточно полно эти фразы на одной веб-странице. Или малое число сайтов в выдаче раскрывает эти фразы, например, менее трёх, если глубина кластеризации установлена равной трём.

Предположим, что оказалось, что запросы «ринопластика» и «ринопластика для мужчин» оказались в разных кластерах, о чём это нам говорит, что это для нас значит? Может быть одно из двух:

  • Специфика пластики носа «по умолчанию» (которая чаще, по-видимому, для женщин применяется) и специфика пластики носа для мужчин настолько различны по свойствам целевой аудитории, по методике осуществления, по логике продажи этой услуги, что эти запросы признаются настолько семантически далекими друг от друга, что для них стоит создавать отдельные веб-страницы.
  • Возможно, эти фразы все же не настолько содержательно далеки друг от друга, чтобы их обязательно нужно было размещать на различных страницах, а просто подавляющее большинство страниц по ринопластике очень слабо раскрывают или же не раскрывают вообще тему ринопластики именно для мужчин и, следовательно, по этому запросу не ранжируются. Из-за этого поисковые выдачи по данным запросам оказываются столь отличными друг от друга. В этом случае можно «обыграть» обе фразы на одной веб-странице.

Существует и противоположный контраргумент не в пользу того, что фразы из разных кластеров можно разместить на одной странице, а за того, чтобы фразы из одного кластера разнести по различным веб-страницам. В каком же случае это может быть? Это происходит тогда, когда тема раскрыта настолько глубоко и всесторонне, что объем веб-страницы начинает превышать 3000 – 4000 слов, тогда оказывается целесообразным для некоторых разделов статьи выделить отдельные веб-страницы, даже несмотря на то, что, скажем, заголовок этого раздела и название всей статьи попадают в один кластер.

Таким образом, правильное семантическое ядро помогает при кластеризации определиться, какие фразы помещать на отдельные веб-страницы, а какие – на одну и ту же. То есть кластеризация помогает осуществить распределение фраз семантического ядра по страницам. Что же дальше? Теперь нужно распределить фразы внутри страницы по различным её элементам – тегам и метатегам. Здесь нам поможет использование Карты релевантности. Это инструмент организации в том числе многопользовательской работы над обоснованным распределением семантики по элементам страницы. В Карте релевантности отмечается как именно и где именно на странице будет «обыграна» некоторая фраза – в тайтле ли, в
метаописании, в заголовке, в одном из подзаголовков, непосредственно в самом тексте. Использование карты релевантности позволяет перейти непосредственно к созданию ТЗ копирайтеру на написание контента. Стоит отметить, что существуют специальные сервисы, которые позволяют несколько автоматизировать создание такого ТЗ. В итоге получаем, что созданная система статей имеет наиболее эффективное распределение фраз семантического ядра как по статьям (благодаря кластеризации), так и внутри статей (благодаря использованию карты релевантности).


Смотрите также по темам, близким к кластеризации семантического ядра

 

 
Сергей Салтыков – SEO-консультант
 
Сергей Салтыков – консультант по SEO, SEO-практик, экс-доцент НИУ ВШЭ. Автор прикладных и научных статей по SEO.

 

 

 

 
 
 
Основные статьи

Как продвинуть сайт самому

SEO-алгоритмы

SEO-стратегии

SEO

SEO-аудит

SEO-консультации

Курсы по SEO

SEO-портфолио и отзывы

SEO-услуги и цены

Кластеризация семантики сайта

SEO-факторы

  

Статьи на блоге Devaka.Ru

Google-определения

Постинг в Google+

Метрика опасности ссылок

 

Шпрингер: научные статьи

Typology of SEO-Strategies

 
 
 

Нужна помощь? Закажите seo-консультацию и seo-аудит по почте sergey.saltykov@gmail.com или в соцсетях – vk.com/sergiustoday и fb.com/sergey.saltykov.75 – прямо сейчас!

Читать в Телеграме – t.me/seotuition