Монетизация Youtube
По результатам исследования проведенного «Медузой»,
«Коммерсант» оценивал ежемесячный доход Ивангая в 25 тысяч долларов (это отчисления от Google, сюда не входят доходы от рекламы, продаваемой напрямую, которая, впрочем, в роликах Ивангая встречается редко). По меркам российского ютьюба это не очень много: блогер Николай Соболев, у которого чуть меньше трех миллионов подписчиков, зарабатывает примерно в два раза больше.
При этом у Ивангая на момент исследования примерно 11,5 млн подписчиков. Получается, что прямая реклама позволяет с аудитории, которая в четыре раза меньше, собирать в два раза больше денег. То есть реклама, продаваемая напрямую, увеличивает монетизацию одного подписчика примерно на порядок – в 8 раз.
Получается, что один подписчик приносит Ивангаю 12 копеек. А видеоблогеру Соболеву – около 1 рубля.
Рассмотрим другой кейс видеоблогера по кличке Мопс — украинца Сергея Новика, который в общей сложности 27 лет отсидел в тюрьме, а теперь зарабатывает тем, что получает зуботычины от бывшего сокамерника в прямом эфире.
Сейчас у Мопса 330 тысяч подписчиков в ютьюбе и еще под двести тысяч — в двух группах во «ВКонтакте». В своих видео Новик много рассказывает о тюрьме — например, объясняет, «как правильно заехать в хату», или травит байки о своем сроке, — а также общается с поклонниками, выясняет отношения с оппонентами и читает рэп. Основная его работа — это все же стримы. Они выходят на сайте Twitch три-четыре раза в неделю — и каждый приносит авторам около 1500 долларов.
Посчитаем, сколько же в этом случае приходится вырученных денег на одного подписчика. Три с половиной стрима в неделю по полторы тысячи долларов – это 300 тыс. руб., в месяц выходит 1,2 млн рублей. Получается, каждый подписчик приносит почти 3,6 рубля. Но при этом мы помним, что день Мопса расписан буквально по минутам: чтобы столько выжимать из подписной базы, ему приходится очень интенсивно монетизировать её.
В чём же заключается интенсивная монетизация? Продажей какой именно рекламы, каких именно услуг достигаются такие – относительно высокие – показатели? Оказывается, что бэкенд – продукт монетизации, то, на чём, собственно, деньги делаются – очень специфичен.
Мопс сидит в кадре и выполняет задания зрителей, которые за это платят; помогает ему в этом крупный лысый мужчина Щадило. Чаще всего Новика просят передать привет, пожелать удачи, сказав «фарту масти », или спародировать чайку – «крикнуть чаечкой». Также Мопс поет песни на заказ, выпивает пол-литра водки залпом, глотает корицу ложками, ест селедку и запивает ее молоком. Доходит и до рукоприкладства – по заказу Щадило бьет Мопса по голове – «дает лося», иногда по лицу («леща») Мопс получает от своей девушки Насти, с которой он познакомился по переписке в одну из последних отсидок.
Цены на такие специфические услуги таковы:
За «лося», как следует из прейскуранта на сайте Donation Аlerts, нужно заплатить 1500 рублей, за «леща» – три тысячи, за удар по лицу куском сала – 500 рублей. Несильный удар током стоит 2000 рублей, привет на заказ — сто, а «чаечка» — двести.
Кроме того, известно, что персональное поздравление стоит не менее 30000 рублей. Всё же интересно, сколько может принести только лишь реклама на ютубе от Гугла без прямой продажи рекламы на 330 тысячах подписчиков. «По словам Андрея Щадило, Мопс ... зарабатывает в основном на стримах – реклама в ютьюбовских видео приносит партнерам совсем немного денег».
Вышел на такой результат блогер Мопс во многом случайно: в 2013 году он с партнером выпустил ролик, снятый в тюремной камере, который к 2016 году набрал более миллиона просмотров. И с 2016 года менее, чем за год они довели число подписчиков до 330 тыс. (с какой цифры – не знаю) и отработали схему монетизации этой подписной базы.
Вообще по материалам другого исследования «Медузы», «по оценке и [Ярослава] Андреева [основателя агентства Wildjam, сводящего видеоблогеров и рекламодателей], и Александра Балковского (отца видеоблогера Саши Спилберг, главы Z Agency) каждый из первой двадцатки российских видеоблогеров зарабатывает больше миллиона рублей в месяц».
большие деньги зарабатывают только блогеры из первой тридцатки; по оценке Александра Балковского, несколько сотен человек зарабатывают по 300–500 тысяч рублей в месяц, а весь российский рынок — около двух миллиардов в год. На самых популярных каналах интеграции в ролик могут стоить от 150 тысяч рублей.
Однако продажа прямой рекламы – явление специфически российское:
в США ютьюб-знаменитости могут жить на отчисления от самого сервиса YouTube, автоматически размещающего в их роликах рекламу, потому что «там стоимость преролла выше, и человек, у которого есть по миллиону просмотров в месяц, уже вполне себе состоятельный гражданин».