Коучинг: что это такое и в чём его суть

Коучинг – это образовательная технология, заключающаяся в ведении клиентов по лестнице неких навыков за счет «распаковки» их экспертности и склонностей путем как задания правильных вопросов, так и передачи технологий работы в некоторой нише. В зависимости прежде всего от того, на что делается больший акцент  на экспертность или склонности – коучинг делится на глубокий (трансформационный, хорошо занишеванный и дорогой) и на лайф-коучинг. В зависимости от того, как велика роль передачи от коуча к клиенту предметно-зависимых технологий работы в нише, образовательная технология больше склоняется к коучингу или консалтингу. Именно соотношением роли распаковки экспертности и передачи уже готовых технологий, инструментов и методов определяется отличие коучинга от консалтинга.

Коротко главное о коучинге

Напишу это позже

 

Почему концептуалистика так хорошо продает коучинг?

Продавать дорогой коучинг потенциальному клиенту с существенной архаической компонентой в его структуре ментальности вряд ли стоит. Обывателя нужно долго «греть», и он не шибко платежеспособен. В итоге маржинальность получается невысокой. Поэтому серьезные суммы получаются, лишь если быть групплидером целой толпы обывателей. Такое групплидерство – это отдельный навык. Построить условный «комсомол», организовать их всех на мотивационные прыжки в мешках – это нужно уметь. Нужно очень точно чувствовать такую аудиторию недалеких бодрячков, чтобы зажечь их и удержать. Кроме того, обыватель постоянно мечется из стороны в сторону, меняя обертки, ярлычки и наклейки. Поэтому часто оказывается, что «прогревает» и пестует его один групплидер, а доит и стрежёт – другой. Это приводит к необходимости постоянно искать новых последователей, новую паству, что накладно, а главное геморройно. Поэтому если групплидер обладает должной харизмой и точной сонастройкой с целевой аудиторией, и постоянный движняк как белка в колесе для него норм, то такая схема будет работать. Но дорогой коучинг и консалтинг так, по-видимому, не продаются.
 
Напротив, носитель специализированного сознания в целом постоянен, устойчив в своих предпочтениях, платежеспособен и не ведёт себя как бабка базарная, прогревается-намагничивается один раз и надолго. И тем самым обеспечивает повторные продажи на большие чеки.
 
Концептуалист оказывается зажат между схоластикой и экспериментоцентризмом. Разберемся сначала со схоластикой. Ну, путаное, манипулятивное изложение, очевидно, не продает простроенным, платежеспособным клиентам. Схоластику отличает:
  1. Манипулятивно безразмерные объемы понятий.
  2. Сильное преобладание аналитических суждений над синтетическими
  3. Недоразвертывание аналитических суждений в «деревья» и «леса», они так и остаются «кустами» в смысле теории графов.
  4. Отсутствие обоснования необходимости существования каждого существенно используемого понятия в данном контексте рассмотрения.
Вывод: настоящая концептуалистика отличима от схоластики, на первый взгляд, по едва различимым признакам, незнакомым и малопонятным обывателю, поэтому широковещательные дискурсы сваливаются или в схоластику, или в экспериментоцентризм. И сильный запрос простроенных, платежеспособных клиентов на концептуалистику остается не удовлетворенным. Поэтому когда такой клиент видит классную концептуалистику, для него это как глоток свежего воздуха. Это прямо-таки переводит его в другую модальность восприятия, как будто он с базарной площади перешел в силиконовую долину. Он сразу перестает торговаться, привередничать, чувствовать себя как клиент, который всегда прав, и преисполняется благоговеяния и уважения к пишущему. Появляется желание следовать за пишущим или, по крайней мере, прислушаться к нему. Именно так продают на большие чеки, и без суеты.
Но здесь важно вот что. Обыватель чрезвычайно плохо различает схоластику и концептуалистику, и поэтому очевидная даже для обывателя негативная репутация схоластики переходит на концептуалистику и толкает в сторону экспериментоцентризма.
 
У экспериментоцентризма свои заморочки. Без должного концептуального обоснования кейсы как таковые не сильно убеждают простроенных и платежеспособных. Кейсы – хорошее дополнение к концептуальному обоснованию, но ни в коем случае не замена ему. Кейсам как таковым свойственны следующие аберрации:
  1. Они часто нерепрезентативны.
  2. Часто являются основой «ошибки выжившего».
  3. Нет концетуальной подоплеки. То есть, нет концептуально правдоподобной гипотезы, на подтверждение которой направлен кейс.
  4. Без должного концептуального анализа нет уверенности, что гипотеза, если она есть, правдоподобная.
Широкомасштабные частные исследования при всей своей репрезентативности и наукообразности также не замена концептуальному обоснованию, лишь в лучшем случае дополнение к нему. Таким исследованиям часто присущи следующие аберрации:
  1. Из корреляции делается вывод о наличии причинно-следственной связи.
  2. Ошибка выжившего.
  3. Частные детальные исследования обычно касаются лишь очень узких моментов. И по ряду причин эти моменты обычно не попадают в «золотой процент».
  4. Без должного концептуального анализа нет уверенности, что гипотеза, если она есть, правдоподобная.
  5. Иногда нет концептуальной подоплеки.
Вывод: продает дорогой коучинг именно концептуально правдоподобное обоснование некой гипотезы. Если на подтверждение этой гипотезы работают ещё и кейсы или даже широкомасштабное пусть даже и частное экспериментальное исследование, то это ещё улучшает восприятие. Но одни голые кейсы / эксперименты без концептуального обоснования не продают, ибо не «намагничивают» простроенного, платежеспособного субъекта в достаточной степени.
 
Сергей Салтыков – SEO-консультант
 
Сергей Салтыков – консультант по SEO, SEO-практик, экс-доцент НИУ ВШЭ. Автор прикладных и научных статей по SEO.

 

 

 

 
 
 
Основные статьи

Как продвинуть сайт самому

SEO-алгоритмы

SEO-стратегии

SEO

SEO-аудит

SEO-консультации

Курсы по SEO

SEO-портфолио и отзывы

SEO-услуги и цены

Кластеризация семантики сайта

SEO-факторы

  

Статьи на блоге Devaka.Ru

Google-определения

Постинг в Google+

Метрика опасности ссылок

 

Шпрингер: научные статьи

Typology of SEO-Strategies

 
 
 

Нужна помощь? Закажите seo-консультацию и seo-аудит по почте sergey.saltykov@gmail.com или в соцсетях – vk.com/sergiustoday и fb.com/sergey.saltykov.75 – прямо сейчас!

Читать в Телеграме – t.me/seotuition