Кириллические URL
Урл (англ. URL – Uniform Resource Locator, единообразный указатель ресурсов) – это стандартный способ записи адреса ресурса в интернете. Был придуман в 1990 году Тимом Бернерсом-Ли.
Кириллический URL – это такая запись адреса веб-страницы, в которой используются русские слова, записанные символами русского языка, в отличие от англоязычного адреса, где могут быть русские слова, записанные транслитерацией в латиницу.
Использование кириллических урлов тесно переплетается с темой ЧПУ (человеку понятных урлов) вообще. Человеку понятный урл – это такая запись адреса в интернете, которая понятна и легко запоминается для человека. Представление о человеку понятных урлах предполагает использование интуитивно понятных конструкций. Например, для сервера каждая страница представляется неким набором цифр, это для человека непонятно, а вот адрес в более привычной форме записи через слеши, к которой пользователь привык, как к адресу файла на своем компьютере, интуитивно ближе.
Почему кириллический урл важен для продвижения сайта?
В настоящее время намечается тренд по очеловечиванию поиска, то есть поисковые роботы учатся оценивать сайт так, как его оценил бы человек, который на него зашел. Раньше, в силу плохо развитых и несовершенных алгоритмов ранжирования сайта, наибольшее влияние на положение сайта в поисковой выдаче играли роль внешние и легко учитываемые внутренние факторы: ссылки на ресурс, ссылки с самого ресурса, содержание метатегов (ключевые слова, дескрипшн, тайтл). Сейчас оценка страниц и ресурса в большей степени зависит от внутреннего содержания, структурированности текста. И вообще от того насколько этот сайт или статья понравилась бы человеку, который ее читает. За образец человека был взят вдумчивый ботаник, который хочет получить ясное представление о предмете, ненавидит, когда ему впаривают рекламу и хочет, чтобы с ним обращались как с человеком, а не бездушной машиной. Поэтому он хочет быть уверен в том, что, если вдруг забудет, где читал ту или иную статью на сайте, то всегда может вспомнить ее по адресу, поскольку адрес записан понятным ему образом.
Несколько примеров из википедии (статья о ЧПУ).
Вот адрес на движке джумлы, который непонятен простым смертным:
/articles.php?tag=summer&action=list — просмотр списка статей с меткой summer (лето).
/news.php?topic=4&year=2003&month=10 — новости по теме 4 (спорт) за октябрь 2003.
/catalogue.php?sect=11&kind=6&manuf=63 — товары производителя 63 (производитель «GE») типа 6 (лампочки) в отделе 11 (отдел «свет»).
А вот адреса, которые понятны всем (примеры из той же статьи в википедии):
/articles/tags/summer/ — статьи по меткам, метка summer (лето).
/news/sport/2003/10/ — новости спорта, 2003 год, октябрь.
/catalogue/light/bulbs/GE/ — каталог товаров, отдел «Свет», лампочки, производитель GE.
А если они будут написаны кириллицей, то это будет удобно не только для людей, но и для оптимизации сайта (если это, конечно, русскоязычный сайт):
/статьи/метки/лето/ — статьи по меткам, метка summer (лето).
/новости/спорт/2003/10/ — новости спорта, 2003 год, октябрь.
/каталог/свет/лампочки/GE/ — каталог товаров, отдел «Свет», лампочки, производитель GE.
При формировании поисковой выдачи важным фактором является релевантность страницы или сайта запросу. Именно поэтому мы и рекомендуем, чтобы тайтл совпадал с запросом полностью. Но кроме тайтла есть еще и урл, релевантность которого запросу также положительно влияет на положение сайта в рейтинге поисковой выдачи.
Адрес страницы может быть записан по-разному, он может быть совсем непонятным никому, кроме обработчика запроса или специалиста. Это самый плохой вариант с точки зрения оптимизации. Адрес может быть записан как путь, но при этом все записи будут переведенными английскими словами. В таком случае, непонятно поймет ли поисковый робот, что имелось в виду. Также урл может быть записан транслитом. Здесь опять-таки непонятно сможет ли понять робот, что написано в адресе и совпадение адреса с запросом. И самый хороший вариант – когда урл кириллический.
Это один из тех немногих факторов, которые надо учитывать не при непосредственном заполнении сайта контентом, а еще при проектировании и запуске сайта. Не все движки позволяют сделать урл кириллическим, поэтому следует разобраться в этом вопросе заранее. Например, джумла генерирует самый плохой, с точки зрения оптимизации, урл: набор команд и цифр. Если Вы при создании сайта не учли этот момент и все-таки сделали сайт на таком неудобном для оптимизации движке, то к Вашим услугам есть различные модули на серверах для того, чтобы переименовывать урлы. У веб-сервера IIS есть аж несколько различных модулей, один из которых сделан microsoft и является бесплатным. Модуль переопределения адресов URLRewriter. Для движков под веб-сервер apache также есть модуль mod_rewrite, который можно подключить, добавив в файл .htaccess две строчки. Также разработчик может сам написать соответствующий скрипт по обработке урла, поскольку это позволяется современной не прямой системой обращения веб-сервера к скрипту.
Следует помнить, что в некоторых случаях поисковики не приветствуют использование кириллицы в урле. В советах по веб-разработке от Яндекса стоит уточнение, что кириллица должна отсутствовать в файле robots.txt, в заголовках сервера и файлах sitemap. Также Яндекс советует использовать единую кодировку для страниц сайта и кириллических адресов в его структуре.
Татьяна Крик