Виртуальный цифровой помощник

Виртуальный цифровой помощник — это веб-сервис и/или приложение для смартфонов и персональных компьютеров, берущий на себя функции личного секретаря по оптимизации повседневной деятельности. Он способен планировать график, напоминать о делах и встречах, искать необходимую для владельца информацию: подбирать места отдыха и развлечений, осуществлять поиск и онлайн-бронирование билетов, заказ такси.  Это также электронный собеседник, реагирующий на голосовое обращение. Он самообучается, подстраиваясь под индивидуальные особенности конкретного человека, выдает информацию, учитывая контекст–место положения пользователя, сферу его интресов, привычки.
 
В этом принципиальное отличие виртуальных цифровых помощников от персональных помощников предыдущих поколений. Последние исправно выполняют функцию оганайзеров, планируя день и напоминая о встречах. Но они не отменят, скажем, совещание в Гонконге, если авиарейс владельца отложен, и он фактически находится в Москве.  Виртуальные цифровые помощники учитывают это, поскольку тесно связаны с геолокационными сервисами. Кроме того, они ипользуют все доступные им пласты информации о пользователе.
 
Виртуальный цифровой помощник 
 

Виртуальный цифровой помощник: история создания

Независимый некоммерческий исследовательский институт SRI International (Калифорния, США), известный как бывшее подразделение Стенфордского университета, ранее реализовавший такие технологические инновации, как компьютерная мышь и прототип интернета, – в 2005 году объединил усилия исследователей с амбициозной целью: создать цифрового помощника, способного к познанию, обучению и систематизации. Проект был назван CALO (англ. Cognitive Assistant that Learns and Organizes) и входил в программу PAL (англ. Personalized Assistant that Learns, Обучаемый индивидуальный помощник) – создания искусственного интеллекта для нужд военных.
 
Таким образом, первоначально это был оборонный заказ. Исследователи выдвигали идеи и представляли прототипы виртуальных помощников, удовлетворяющих поставленной задаче - беспрецедентной обратной связи между пользователем и сервисом. Наконец, в 2009 было официально сообщено о завершении работ над проектом CALO. В него было вложено $ 150 000 000, и армия США получила цифрового помощника, умеющего разбирать почту, составлять отчеты по содержанию электронных писем и формировать графики встреч и заседаний.
 
Этот оборонный проект лег в основу коммерческой разработки Siri, являющейся сегодня стандартным программным обеспечением для iPhone. 
 
 

Siri: образцовый виртуальный цифровой помощник

Siri, сервис персонального планирования для смартфонов, рассчитан на массового пользователя. Голосовое или текстовое сообщение Siri преобразует в поисковый запрос. По заданным параметрам он ищет места отдыха и развлечений, услуг, расположенных поблизости от точки, где находится пользователь, а также выполняет множество других функций личного секретаря – причем делает это порой с ненавязчивым юмором, заложенным в него разработчиками. Если попросить Siri найти итальянский ресторан с романтической обстановкой, он сделает это, определив местоположение пользователя, и выдаст список таких ресторанов поблизости, в отзывах о которых фигурирует словосочетание «романтическая обстановка». 
 
В апреле 2010 года проект купила компания Apple. И, начиная с модели iPhone 4S, приложение Siri вошло в его стандартное программное обеспечение. За прошедшее с тех пор время функциональность и качество распознавания речи у этого виртуального цифрового помощника заметно улучшились. Siri научился взаимодействовать с огромным количеством приложений и сервисов для еще более индивидуального подхода к пользователю. Однако явно не все из них знают о способностях личного цифрового помощника. Через два года после запуска Siri на iPhone 4S, оказалось, что всего лишь 15,2% пользователей смартфонов Apple вообще пробовали пользоваться этим сервисом
 
 

GoogleNow, Cortana и другие помощники-конкуренты

На платформе Apple Siri не знает конкуренции. Однако в большом цифровом мире она не единственная. Скажем, существует Rearden Personal Assistant — веб-сервис от компании Rearden Commerce, запущенный в 2008 году для корпоративных клиентов в США и Великобритании. Он помогает организовать деловую поездку и заказать все сопутствующие услуги, объединяя разрозненную информацию с сайтов туристических компаний, аэропортов, ресторанов, аренды машин -  и, помогая таким образом распланировать график и траты. Как и положено виртуальному помощнику, сервис учитывает местоположение пользователя и, если требуется, вносит изменения в его расписание, самостоятельно оповещая партнеров о переносе встреч. 
Есть и стартап-проекты, в частности, российский ePythia, геолокационный сервис и планировщик задач для смартфонов. Сервис присылает пользователю напоминание о задаче, когда тот оказывается в определенном месте. Запущен проект в 2010 и сейчас находится на стадии открытого бета-тестирования. 
 
Однако «большая тройка» виртуальных цифровых помощников уже определилась. Это, помимо Siri, Cortana от Microsoft и Google Now от Google.
 
Cortana для Windows Phone была представлена в апреле 2014. В сущности, она обладает теми же функциями, что и Siri: планирует, напоминает, отправляет сообщения, распознает музыку, ищет нужные места поблизости. Так же реагирует на голосовые и текстовые сообщения. Если ей разрешить – будет читать электронную почту, сообщения в соцсетях, список контактов, чтобы быть максимально полезной. Вся информация хранится у виртуального помощника в блокноте, его можно редактировать, оставляя информацию о важных местах и людях. Принципиальное отличие Cortana от Siri в том, что сервис может не только отвечать на запросы, но и сам делать записи в календаре, формулировать напоминания, анализируя историю действий пользователя, то есть фактически предсказывать его запросы.
 
Еще дальше в этом направлении пошел виртуальный помощник от Google, сервис Google Now. Предсказательный поиск – его фишка.  Компания определяет стратегию приложения так: Google Now находит для вас нужную информацию, ещё до того как вы задали вопрос. Для этого сервис использует все доступные возможности: историю запросов, перемещений, виртуального общения. Это позволяет ему, скажем, предложить пользователю уютное кафе, едва лишь тому пришла мысль выпить кофе. Среди достоинств Google Now  - удобный интерфейс из набора карточек, который легко настроить под свои потребности.   
 
 

Витруальные цифровые помощники, предсказательный поиск и будущее SEO

В конкурентной борьбе виртуальных цифровых помощников в выигрыше оказываются те, что позволяют сберечь больше времени – главного и самого ценного ресурса современности. Таким образом, помощники, ориентированные на предсказательный поиск, выглядят более перспективными. Их шансы на популярность гораздо выше, ведь при предсказательном поиске пользователю не приходится тратить ни секунды на формулирование запроса.
 
Беспокойство, связанное с вмешательством такого виртуального помощника в частную жизнь человека, оправдано и понятно. Однако экономия времени и усилий все больше склоняет людей к тому, чтобы делегировать новым сервисам полномочия по принятию повседневных решений, добровольно открывая ради этого широкий доступ к личной информации. Сервисы-инструменты предсказательного поиска пользуются предоставленной возможностью, постоянно наращивая количество используемых приложений и источников информации. Именно в акценте на предсказательный поиск видится сегодня потенциал развития виртуальных цифровых помощников.
  
Игрокам SEO-индустрии нельзя не учитывать эту тенденцию. Ситуация, когда уже фактически не сам человек, а его виртуальные помощники станут отправлять запросы и делать выбор в пользу того или иного товара или услуги, предлагая пользователю готовое решение, – дело не слишком далекого будущего. Поэтому важно понимать критерии, по которым эти помощники осуществляют отбор вариантов. Пока критерии эти не совсем ясны, но задуматься о них и попытаться нащупать стоит уже сейчас.
  

Источники и материалы про виртуальных цифровых помощников


Смотрите также

 
Сергей Салтыков – SEO-консультант
 
Сергей Салтыков – консультант по SEO, SEO-практик, экс-доцент НИУ ВШЭ. Автор прикладных и научных статей по SEO.

 

 

 

 
 
 
Основные статьи

Как продвинуть сайт самому

SEO-алгоритмы

SEO-стратегии

SEO

SEO-аудит

SEO-консультации

Курсы по SEO

SEO-портфолио и отзывы

SEO-услуги и цены

Кластеризация семантики сайта

SEO-факторы

  

Статьи на блоге Devaka.Ru

Google-определения

Постинг в Google+

Метрика опасности ссылок

 

Шпрингер: научные статьи

Typology of SEO-Strategies

 
 
 

Нужна помощь? Закажите seo-консультацию и seo-аудит по почте sergey.saltykov@gmail.com или в соцсетях – vk.com/sergiustoday и fb.com/sergey.saltykov.75 – прямо сейчас!

Читать в Телеграме – t.me/seotuition