Колдунщик

Колдунщик  это специальный модуль Яндекса, который выдает ответ на ваш запрос поверх результатов поиска. Это может быть погода, время, перевод слова, расписание поездов и другая информация, которая по мнению поисковика уже является ответом на ваш запрос и поэтому выдается поверх ссылок на проиндексированные сайты. 
 
Колдунщик

 

История появления колдунщика

Искать дополнительные ответы на вопросы Яндекс впервые начал в 2000 году. Тогда к поиску были подключены лента новостей и база товаров интернет-магазинов. Такой поиск получил название параллельный, а его результаты, которые появляются, как по волшебству, рядом с результатами поиска по вебу, были названы колдунщиком. 
 
Сейчас Яндекс ведет параллельный поиск по различным сервисам (Новостям, Маркету, Картам, Словарям, Блогам, Картинкам и т.д.) одновременно с поиском по вебу. Результаты параллельного поиска могут располагаться над результатами поиска по вебу, справа от них и даже внутри   рядом с ссылками на веб-страницы. Если найти нужный ответ «везде» не удалось, можно щелкнуть на название сервиса над поисковой строкой и увидеть, что нашлось по этому запросу там.
 
Можно сказать, что появление и развитие подобных сервисов отражает тенденцию перехода к семантическому вебу, где поисковики будут сами собирать и выдавать пользователю информацию о неком явлении, формируя ее из различных источников интернета, вместо того, чтобы отсылать к ним.
 

Функционал колдунщиков

Со временем Яндекс создал множество колдунщиков на различные темы. Новости, Пресс-портреты, Маркет, Авто, Музыка, Видео, Картинки, Погода, Расписание и т.д. Некоторые из них отвечают на вопросы прямо, дают точный ответ, например  который час, другие не дают конкретного ответа, зато показывают, на каком сервисе его можно найти  например, колдунщик Новостей предлагает один из возможных ответов на вопрос, а за остальными приглашает перейти на сервис.
 
Колдунщики учитывают регион пользователя. Так, по запросу «прогноз погоды» поисковик показывает колдунщик с прогнозом погоды именно для того города, где находится пользователь. А по запросу с названием улицы  карту в его городе, если, конечно, улица с таким названием там есть.
 
Помимо всем известным колдунщикам с большим массивом информации, Яндекс обладает небольшими колдунщиками-фишками. Например, 6 июня 2009 года, в день рождения А.С. Пушкина, робот Яндекса начал добавлять к страницам с результатами поиска – «эпиграфы». В ответ на цитату из стихотворения в «эпиграфе» показываются строки из произведения, его название и автор.
 
Наверняка, многие пользовались другими полезными мелочам: Конвертером величин, позволяющим узнать, сколько миль в километре или сантиметров в дюйме, Курсом валют, помогающим будущим путешественникам быстро прикинуть размер своего бюджета в валюте другой страны, или музыкальным плеером, проигрывающим искомую мелодию прямо со страницы поисковика. 
 

Колдунщик цветов

Еще один колдунщик, полезный, в частности, для веб-мастеров. Это цветовой «барабан», позволяющий увидеть, как выглядит тот или иной цвет, указав его в запросе. При этом запрос может быть как на русском, так и на английском языке, а может представлять собой обозначение в различных цветовых моделях: hex, rgb или hsv. Благодаря колдунщику пользователи Яндекса могут воочию лицезреть экзотические цвета, вроде бисмарк-фуриозо и перванша.
 
Колдунщик цветов
 
Появившись в 2008 году, колдунщик включал 234 цвета. Затем он на некоторое время исчезал, и заработав вновь после перезапуска, знал уже 1010 цветов. За основу были взяты несколько существующих списков именованных цветов, а также несколько новых оттенков, названия которым выдумали сами создатели колдунщика.
 
При этом, в ходе работы над колдунщиком, разработчики столкнулись с интересной задачей. Нужно было разложить взятые цвета по порядку. Чтобы людям было удобно пользоваться колдунщиком, переходы между соседними цветами должны быть плавными. Однако, вручную выстроить эти цвета в плавную последовательность практически невозможно. Один и тот же цвет на глаз воспринимается по-разному — в зависимости от его окружения. Когда меняешь расположение одного цвета, нужно передвигать и другие. Местоположение одних только оттенков синего можно выверять до бесконечности. Поэтому было понятно, что эту задачу нужно решать математически.
 
В упрощенном виде её можно сформулировать так: нужно нанизать 1010 цветов на нитку так, чтобы получившиеся бусы максимально плавно меняли окрас. Тут необходимо учитывать, что нитка одномерная, а все модели цветового пространства как минимум трёхмерны. Это связано с физиологией человеческого зрения.
 
Такая задача представляет собой частный случай одной из самых известных задач комбинаторной оптимизации  задачи коммивояжёра. В классическом виде она заключается в том, чтобы найти самый короткий маршрут, который позволил бы коммивояжёру хотя бы раз оказаться в каждом из городов в его списке, а в конце пути вернуться в исходную точку. Правда, здесь приходилось иметь дело не с плоской картой, а с трёхмерным пространством. Но в остальном картина похожа: коммивояжёру предстояло посетить морской берег, пески пустыни, горный луг, северный город и ещё 1006 пунктов, и при этом пройти по оптимальному маршруту. 
 
Как и для большинства классических задач, для задачи коммивояжёра существуют готовые алгоритмы оптимизации, которые и были использованы. 
 
 

Функции поиска Google

В Гугл, естественно, имеется аналогичный функционал, позволяющий узнавать погоду, время, различные меры, перевод слов и расписание киносеансов. Не так давно поисковик ввел функцию поиска авиабилетов. Хотя Яндекс и обогнал своего конкурента в плане различных забавных фишек, стоит отметить, что Гугл работает в этой плоскости немного в другом контексте. И его усовершенствования в основном касаются интеграции с мобильными устройствами, социальными сетями, развития голосового поиска и других инноваций, отражающих потребности пользователей.
 
 

Источники и материалы про колдунщик

 

Смотрите также про колдунщик

 

Автор - Андрей Калинин

 
Сергей Салтыков – SEO-консультант
 
Сергей Салтыков – консультант по SEO, SEO-практик, экс-доцент НИУ ВШЭ. Автор прикладных и научных статей по SEO.

 

 

 

 
 
 
Основные статьи

Как продвинуть сайт самому

SEO-алгоритмы

SEO-стратегии

SEO

SEO-аудит

SEO-консультации

Курсы по SEO

SEO-портфолио и отзывы

SEO-услуги и цены

Кластеризация семантики сайта

SEO-факторы

  

Статьи на блоге Devaka.Ru

Google-определения

Постинг в Google+

Метрика опасности ссылок

 

Шпрингер: научные статьи

Typology of SEO-Strategies

 
 
 

Нужна помощь? Закажите seo-консультацию и seo-аудит по почте sergey.saltykov@gmail.com или в соцсетях – vk.com/sergiustoday и fb.com/sergey.saltykov.75 – прямо сейчас!

Читать в Телеграме – t.me/seotuition