Агрегаторы автосервисов
15 мая 2017 года РБК сообщил о том, что Яндекс запускает свой агрегатор автосервисов, который объединил 65 тыс. авторемонтных предприятий. Каковы же показатели агрегируемого рынка автомастерских на данный момент?
- Объем рынка – 524 млрд. руб за 2016 год
- Число агрегируемых предприятий – более 65 тысяч
- Число запросов в поисковике по агрегируемой тематике – 3,7 млн штук
- Доля клиентов/оборота, которую сейчас приносят агрегаторы агрегируемым предприятиям – 2-3%
- Доля клиентов/оборота, которую потенциально могут приносить агрегаторы агрегируемым предприятиям – 10-15%.
Самое главное, что нужно знать об агрегаторах автосервисных услуг, это то, что они могут очень существенно различаться по по степени глубины агрегации. Это неё зависит многое от конкретного способа монетизации услуг агрегатора до «угрозы» целостности агрегируемому рынку. Например, раздел Авто.ру, предназначенный для агрегации автотехцентров, предлагает существенно менее глубокую (зато более широкую) агрегацию, чем, скажем, сервис CarFix. В этом смысле у них существенно разные бизнес-модели. Вот что говорит по этому поводу основатель CarFix Оскар Хартманн:
«Новый проект «Авто.ру» — это скорее модель агрегатора, построенная на базе геолокационных сервисов «Яндекса». Они предлагают клиентам выбрать автосервис, исходя из расположения и типа оказываемых работ, — рассуждает Хартманн. — CarFix в отличие от обычных агрегаторов контролирует процесс ремонта с момента оформления заявки до финальной оплаты».
Вследствие этого сервис Яндекса фактически будет продавать (на момент запуска сервис бесплатен) автотехцентрам заявки (лиды), а CarFix берет комиссию с услуги с целом и для этих целей «планирует перейти на полную автоматизацию подбора автосервиса, запчастей и расходных материалов». Скорее всего, агрегатору от Яндекса придется пройти тот же путь, что прошел в свое время Яндекс.Маркет: сначала он лишь продавал заявки, а потом уже и сами товары; интернет-магазинам осталась в большей степени сервисная и логистические функции, маркетинговую функцию во многом «забрал» агрегатор.
До того, как агрегаторы автосервисов полностью изменят структуру собственности в автосервисах, им нужно существенно увеличить глубину проникновения в продукт. До этого агрегаторы «не опасны» для предприятий. Ведь люди идут в автосервис не на бренд, не на близлежайшую локацию, а на конкретного мастера с «золотыми руками». До тех пор пока мастерство этих рук не демистифицировано, автосервисам особо ничего не угрожает. С другой стороны, когда крупные IT-компании научатся автоматизированно раскладывать по полочкам сложные продукты не из мира IT, мир не то чтобы незатейливого, но не очень высокотехнологичного бизнеса ждут большие перемены.
Коротко. Агрегаторы автосервисных услуг полезны тем, что повышают качество агрегируемых услуг, делают их более прозрачными, а сервис – более благожелательным. Автосервисы вынуждены будут снижать издержки и вырабатывать корпоративную культуру. Агрегаторы будут тем значимей, чем яснее и понятней представят структуру сложной автосервисной услуги. Однако, это не так легко, и поэтому бизнесу автосервисов пока поглощение и уход с рынка не грозит.