Яндекс Баден-Баден

Яндекс Баден-Баден – это алгоритм Яндекса, вышедший 22 марта 2017 года и направленный на выявление и понижение в выдаче страниц сайтов с некачественными, переоптимизированными текстами. Фильтр накладывается или на некоторые страницы, или на весь сайт целиком – тогда говорят, что это хостовый Баден-Баден. В среднем под фильтром трафик падает на 40%. Для его снятия Яндекс рекомендует убирать с сайта все SEO-тексты. Выход из-под фильтра занимает около трёх недель. По официальной информации, изменение тегов разметки и частоты встречаемости слов, переформулирование предложений и прочие игры с формальными параметрами к снятию фильтра не приводят, так как текст все равно остается написанным для роботов, а не для людей. Самые бурные дискуссии в SEO-сообществе о том, что же это значит и как по более формализованным критериям определить, для людей текст или нет.
 
Яндекс Баден-Баден

 

 
 

Как развивались события?

В марте 2017 года Яндекс объявил о выходе алгоритма Баден-Баден и рекомендовал вебмастерам «перечитать страницы сайтов и отказаться от бессмысленных и беспощадных текстов, чтобы не было мучительно больно». На тот момент было известно, что, во-первых, Баден-Баден встроен в общий алгоритм, то есть не был некой «заплаткой», работающей сверху, поэтому никаких уведомлений в панели для вебмастеров быть не должно. В этом смысле это не совсем фильтр,  закономерное развитие алгоритма ранжирования. Во-вторых, он на одни страницы на сайте мог подействовать, а на другие нет, то есть фильтр нехостовый.

«Он является частью общего алгоритма ранжирования, результатом его работы может стать ухудшение позиций переоптимизированных страниц в результатах поиска».

В апреле Яндекс заявил:

начинаем использовать его для определения на сайте нарушения «Переоптимизация», при наличии которого все страницы сайта могут ранжироваться ниже. Информация о наличии этого и других нарушений поисковой лицензии отображается в Яндекс.Вебмастере в разделе «Диагностика» - «Безопасность и нарушения».

Таким образом, теперь появился новый вариант алгоритма – хостовый Баден-Баден. И о нем Яндекс уведомляет в панели вебмастеров. Получается, что существует две несколько отличающиеся разновидности фильтра – документный и хостовый. А вот запросозависимой разновидности, скорее всего, нет.

В июне вышел пост, где Яндекс анализирует статистику по снятию санкций (смотрите ниже). Там в очередной раз прозвучал рецепт «писать для людей», что подогрело и без того жаркие дискуссии, о том чем тексты для людей и роботов отличаются друг от друга. И при каких пороговых значениях каких параметров хороший текст становится переоптимизированным, и можно ли вообще эти пороги определить.

 

Что известно о фильтре?

Итак, из официальной информации мы знаем, что есть две модификации Баден-Бадена – документный фильтр и хостовый. Здесь Алексей Трудов аргументированно показывает, что оснований считать алгоритм запросозависимым нет, и нужны очень веские экспериментальные доказательства, чтобы опровергнуть информацию Яндекса. А более позднее исследование и вовсе показывает, что пока выделять отдельно запросозависимый фильтр нет оснований.

По информации Яндекса (см. ниже), в среднем трафик падает на 40%. По документному или хостовому фильтру проводилось усреднение из сообщения Яндекса не ясно. Согласно материалам, в случае хостового фильтра происходит просадка примерно на 20 позиций, в случае документного – на 7-30.

Время рассмотрения заявки на снятие хостового фильтра, по информации ПиксельПлюс, – 25-30 дней. И еще несколько дней проходит с момента обнаружения фильтра до удаления всех спамных материалов. Кроме того, день возврата в ТОП может не совпадать с текстовым апдейтом. Видимость в Яндексе после снятия санкций возвращается в полном объеме, причем удаление переоптимизированных текстов на позициях в Гугле практически не сказывается.

 

Что введение алгоритма Яндекс Баден-Баден значит для оптимизаторов?

Главные выводы относительно алгоритма «Баден-Баден» по результатам исследования Алексея Трудова:
  • Фильтр ведёт себя как наложенный на определенные страницы или на весь сайт без привязки к конкретным запросам.
  • В статьях, попавших под фильтр, неестественно часто ключевые слова «сбиваются» в n-граммы (чаще всего биграммы и триграммы). Сама частота встречаемости ключевого слова не является негативным сигналом и может быть большой, но если слишком много вхождений этих ключевых слов в составе фраз из двух-трех слов и мало одиночных вхождений, то это, и с точки зрения поисковика, и с точки зрения пользователя, выглядит неестестенно, и поэтому является негативным сигналом.
  • Высокая водность текста (процент содержания в нем ничего не значащих, не несущих полезной информации слов (стоп-слов)) является негативным сигналом.
  • Поведенческие факторы прямого влияние на ранжирование Баден-Баденом не оказывают.
  • Тошнота текста (как классическая, так и академическая) прямого влияние на ранжирование Баден-Баденом не оказывает. 

В середине июня Алексей опубликовал новое исследование по определению пороговых значений параметров сайта-кандидата на попадание под фильтр. В результате анализа более 4000 URL-ов оказалось, что статистически значимой является связь с санкциями водности, вариативности, тошноты биграмм и триграмм, а также индекса биграмм и триграмм. Несмотря на то, что оптимальные коридоры значений этих параметров могут существенно отличаться для сайтов разных типов и тематик, все же возможно указать ориентировочные значения порогов:

Итак, отправными точками для анализа страниц-кандидатов на попадание под Баден-Баден можно считать:

    Водность 0,31 и более.
    Вариативность 0,23 и менее.
    Тошноту биграмм 3,6 и более
    Тошноту триграмм 1,8 и более.
    Индекс биграммы/униграммы 32 и более.
    Индекс триграммы/униграммы 17 и более.

 

 

Как выйти из-под Баден-Бадена

Вскоре после того, как выкатили этот фильтр от текстового переспама, в сети стали появляться кейсы о выходе из-под Баден-Бадена. Пишут, что для снятия фильтра необходимо сделать следующее:

- Удаление текстов на ряде страниц (разделы) или их сильное урезание (до 2-4 предложений).
- Редактирование текста и удаление несогласованных фраз.
- В основных разделах осталось по 2-3 предложения.
- Местами — скрытие с помощью .
- Отправка заявки на пересмотр в панели вебмастера Яндекса.

Срок: от 23 дней после отправки на пересмотр.

 

Несколько позже, 10 июня 2017 года появился официальный пост Яндекса с усредненной статистикой по сайтам, вышедшим и не вышедшим из-под фильтра. Яндекс утверждает, что с сайтов, убравших с сайта SEO-тексты, санкции были сняты, а те кто начинал «менять содержимое страниц на своих сайтах – уменьшать количество ключевых слов, использовать другие семантические конструкции, экспериментировать с тегами разметки», остались под фильтром, потому что «суть текстов при этом остается прежней – они написаны не для людей, а для поисковых роботов. А значит, соответствующее нарушение остается». Также из графика видно, что в среднем при санкциях трафик падает на 40% примерно.

Потеря трафика при Баден-Бадене

Отдельный вопрос, использовать ли закрытие страницы в noindex, чтобы выйти из-под фильтра. Одни считают, что стоит использовать, если есть хорошие позиции в Гугле и есть опасение их потерять. Другие – что это очень странный метод: он или вообще не работает, или работает не всегда (для хостового не работает) или неустойчиво («обломится еще один костыль»). То есть, на долгосрочной перспективе удалять SEO-тексты все же придется. На мой вгляд, улучшать тексты нужно в любом случае.

Итак, вся эта история с noindex появляется из-за убеждения, что удаление или существенное сокращение переоптимизированных текстов обрушит позиции в Гугле. Например, Александр Алаев пишет:

«если удалить спамный текст, гугл конкретно сильно падает. Потому ноиндекс и остается единственным оптимальным решением».

Но уже через несколько дней практический опыт говорит о другом:

«Самое интересное, Гугл продолжает не париться по поводу изменений (в частности удаление текста или половины текста). Как будто вообще ничего не изменилось для него. Я сужу это пока что поверхностно - на основании позиций - они как были в топ-10 (большая часть в топ-1), так и остаются там».

Уверен, такая закономерность верна не для всех классов текстов: найдутся, наверное, такие, которые Яндекс сочтет сомнительными и посоветует удалить, а Гугл – сочтет ценными, и удаление несколько понизит позиции. Но мне кажется (это гипотеза), что если Гугл и просядет, то не критично, позиции явно не «обвалятся». ПиксельПлюс также приводит два кейса, в которых удаление спамных текстов привело к снятию санций Яндекса, и при этом на позициях Гугл это никак не отразилось.

 
 
Сергей Салтыков – SEO-консультант
 
Сергей Салтыков – консультант по SEO, SEO-практик, экс-доцент НИУ ВШЭ. Автор прикладных и научных статей по SEO.

 

 

 

 
 
 
Основные статьи

Как продвинуть сайт самому

SEO-алгоритмы

SEO-стратегии

SEO

SEO-аудит

SEO-консультации

Курсы по SEO

SEO-портфолио и отзывы

SEO-услуги и цены

Кластеризация семантики сайта

SEO-факторы

  

Статьи на блоге Devaka.Ru

Google-определения

Постинг в Google+

Метрика опасности ссылок

 

Шпрингер: научные статьи

Typology of SEO-Strategies

 
 
 

Нужна помощь? Закажите seo-консультацию и seo-аудит по почте sergey.saltykov@gmail.com или в соцсетях – vk.com/sergiustoday и fb.com/sergey.saltykov.75 – прямо сейчас!

Читать в Телеграме – t.me/seotuition